lefturals (lefturals) wrote,
lefturals

Большое путешествие по Юго-Восточной Азии. Часть третья: Вьетнам. Ханой.

Ранним утром 19 октября я проснулся на верхней полке в купе поезда и увидел в окно самые прекрасные пейзажи, какие я когда-либо видел в своей жизни:
Совсем как на банкноте в 20 юаней! :)
Поезд шёл по Гуанси-Чжуанскому автономному району.
(Самые красивые гуансийские пейзажи мне сфотографировать не удалось, так как китайские поезда, не в пример российским, очень быстроходны, и эти фотографии лишь примерно передают красоту гуансийских пейзажей.)
Наконец, 19 октября в 15.39. (с опозданием на 4 минуты) мы прибыли на вокзал города Наньнина - столицы Гуанси-Чжуанского автономного района (не путать с вокзалом Наньнин-Восточный)!
Там, на наньнинском вокзале, я наконец купил билет на поезд Наньнин-Ханой до Ханоя - без малейших проблем и без очереди. Билет стоил 215 юаней (2150 рублей) (в этом поезде есть только купейные вагоны).
Там же, на наньнинском вокзале, я впервые в жизни попробовал джекфрут!
Вокзал Наньнина:
Наньнин:
Город Наньнин находится уже южнее линии северного тропика. Там было пасмурно и тепло.
Наньнинское метро:
Надписи в наньнинском метро дублированы на чжуаньском языке (латинскими буквами). Проезд в метро Наньнина стоит на короткие расстояния - 2 юаня (20 рублей), на более длинные - 3 юаня (30 рублей).
И вот в 18.05. поезд Наньнин-Ханой тронулся!

Поздно ночью, около 23 часов, мы прибыли на китайскую пограничную станцию Пинсян, где я получил китайский выездной штамп, а затем, примерно без пяти минут полночь 19 октября (ничего странного тут нет, т. к. время во Вьетнаме - минус один час от времени в Китае (во всём Китае существует только один часовой пояс)), я дождался своей очереди на пограничный контроль уже на вьетнамской пограничной станции Дондан (пишется - Донг Данг). Вьетнамский пограничник дважды пролистал мой паспорт, никакой визы, разумеется, не обнаружил, после чего спросил меня:"Visa?" Я ему ответил по-английски: "No visa! Free visa for Russian citizens for fifteen days!" После чего пограничник поставил мне вьетнамский въездной штамп (девятнадцатым октября!), а снизу поставил другой маленький штампик: "Permitted entrance for" ("Разрешён въезд до") и написал шариковой ручкой: "02 11 2018". (Гражданам России не требуется виза для въезда во Вьетнам на срок до 15 дней.) Ура, я во Вьетнаме!
В купе я вернулся уже после полуночи и обнаружил, что въезд во Вьетнам мне разрешили фактически не на 15, а на 14 дней! Ну ничего, 14 дней на Вьетнам - этого вполне достаточно!
Никаких миграционных карт и регистраций иностранцев во Вьетнаме нет (вот бы у всех так!).
Посмотрите, какая необычная колея на станции Донгданг:
Здесь не два, а три рельса! (Да, здесь не подходят слова известной песни: "...Не то, что рельсы в два ряда!" :) ) Никогда ничего подобного не видел! А сделано это для того, чтобы по этой железной дороге могли ходить поезда как китайской колеи (как помнят читатели, 1435 мм), так и вьетнамской колеи (1000 мм (это, по сути дела, французская колониальная колея (точно такая же ширина колеи в Камбодже, в Таиланде и в Лаосе, а также в бывших британских колониях Мьянме и Малайзии и в нескольких странах Африки))). Такая "тройная" колея продолжается до ханойского вокзала Зя Лям; а дальше уже (в т. ч. и на главном вокзале Ханоя) существует только одна колея: 1000 мм.

Рано утром на следующий день, 20 октября, наш поезд прибыл на вокзал Зя Лям города Ханоя:
Там кассирша сразу же поменяла мне деньги - доллары на вьетнамские донги по неплохому курсу 22000 донгов за 1 доллар США (хотя официальный курс был 23000 донгов за 1 доллар) и тут же продала мне билеты из Ханоя (но не с вокзала Зя Лям, а с главного вокзала Ханоя (как выяснилось, в Ханое два вокзала)) до города Хюэ на 22 октября и от Хюэ до Сайгона (станция в городе Хошимин до сих пор называется Сайгон) на 23 октября (всё, естественно, в купе). Билеты стоили вовсе не так дорого, как перед этим я читал в интернете: от Ханоя до Хюэ - 866000 донгов, а от Хюэ до Сайгона - 899000 донгов.

В Ханое было тепло, пасмурно и влажно!

Прямо на улице напротив вокзала Зя Лям я выпил кофе и купил карту Ханоя с маршрутами автобусов. Теперь нужно было разбираться, как доехать от Зя Ляма до района Хоан Кьем, где, если верить интернету, много дешёвых гостиниц. Кассирша на вокзале объяснила мне, что между вокзалом Зя Лям и вокзалом Ханой - 7 километров. Пешком так просто не дойдёшь, а никакого другого общественного транспорта, кроме автобусов, в Ханое нет. Значит, нужно разбираться с маршрутами автобусов! С помощью карты, однако, разобрался и доехал на автобусе от района Зя Лям до района Хоан Кьем (это уже на другом берегу реки Хонг Ха (Красной реки)). Проезд в автобусах в Ханое стоит 7000 донгов (21 рубль).
Переезжаем реку Хонг Ха:
Потом я прошёл несколько кварталов пешком, и вот передо мной озеро Хоан Кьем!
"Хо Хоан Кьем" означает по-вьетнамски "Озеро Возвращённого Меча". С этим озером связана красивая легенда: когда Ле Лой (он, кстати, был вовсе не рыбаком, как было написано в детской книжке времён моего детства, а дворянином (феодалом)) собирался поднять восстание против китайских захватчиков, он плыл на лодке по этому озеру. Внезапно из глубин озера выплыла огромная черепаха. Во рту она держала меч. Ле Лой взял этот меч. Прошли годы. После долгих лет тяжёлой и кровопролитной войны китайские захватчики были изгнаны из Вьетнама, и Китай признал его независимость (точнее, независимость государства Дайвьет). Ле Лой, ставший уже императором Дайвьета (и основателем династии Ле), опять плыл в лодке по этому озеру. Внезапно из озера снова выплыла та же самая черепаха и потребовала вернуть меч, что Ле Лой и сделал. С тех пор озеро и называется Озером Возвращённого Меча (а саму черепаху мы увидим чуть ниже).
В уже упоминавшейся "Вольной энциклопедии" говорится, что "район Хоан Кьем набит дешёвыми гостиницами, как муравейник муравьями". Увы, и это оказалось неправдой: гостиниц в этом районе немного, и они оказались не такими уж дешёвыми. Всё же, после некоторых поисков, мне удалось найти очень хорошую гостиницу за 400000 донгов за сутки (примерно 1200 рублей) - с завтраком и кондиционером.
Район Хоан Кьем очень уютный - с кривыми улочками, уютными гостиницами и вкусной едой. Вообще, Ханой мне показался самым уютным городом из всех, посещённых за время этого путешествия (с одной оговоркой, которая будет сделана ниже). Погода в Ханое была чудесная - пасмурно и тепло, но не жарко (только во время второго дня стало ненадолго жарко, а на третий день полил дождь).

Оставив рюкзак в гостинице и подкрепившись супом фо (это вьетнамский суп с прозрачной рисовой лапшой и с говядиной (фо бо) (бывает и с курятиной (фо га)) (40000 донгов (120 руб.))), я пошёл исследовать Ханой.

Всё было бы хорошо в Ханое, но увы: в этом городе (с населением, между прочим, 7,5 миллионов человек!) очень неприятное уличное движение! По улицам едут сотни и тысячи мотоциклов (автомобилей не очень много); светофоры, конечно, есть, но далеко не везде. Водители мотоциклов не видят ничего плохого в том, чтобы проехать на красный свет или ехать по встречной полосе! (Хотя на красный свет водители ездят даже в Китае, где уж, казалось бы, "у каждого столба по милиционеру стоит!"). Впрочем, это я ещё в Хошимине не был! Кроме того, как уже было сказано, никакого общественного транспорта, кроме автобусов, в Ханое нет; автобусных маршрутов мало для города таких размеров и с таким населением, разобраться в них, не зная вьетнамского языка, трудно.

Вот знаменитая "железнодорожная улица" в Ханое:

Узнали? :)
Да, это Le-Nin, больше известный у нас как Владимир Ильич Ленин! (Вьетнамцы не ломают его памятник, как в некоторых других странах.)
Башня Флага:
Наконец, дошёл до площади Бадинь - главной площади Ханоя:
Именно здесь т. Хо Ши Мин 2 сентября 1945 г. провозгласил независимую Демократическую Республику Вьетнам. А сейчас здесь стоит его мавзолей:
Обратите внимание, какая замечательная бамбуковая роща справа от мавзолея!
Мавзолей Президента Хо Ши Мина открыт каждый день (кроме понедельника?) с 8 до 11 часов; т. е. в этот день он был уже закрыт!
Ладно, пойдём тогда смотреть пагоду Мот Кот ("Один столб"), которая находится прямо за Мавзолеем и является действующим буддистским храмом (во Вьетнаме распространена разновидность буддизма - махаяна):
(Уже много позже, после возвращения домой, я узнал, что это - не подлинная пагода тысячелетней давности, а копия, построенная не ранее 1960-х годов, и даже "один столб" сделан не из дерева, а из бетона! А подлинную пагоду Мот Кот уничтожили французские оккупанты, когда уходили из Ханоя в 1954 г.!

(Здесь надо сказать, что Коммунистическая партия Вьетнама, в отличие от правящих партий в СССР и в Китае, никогда не "боролась с религией" путём сноса культовых зданий. Поэтому в Ханое и в Хошимине прямо посреди жилых кварталов (особенно в старых районах) почти в каждом квартале стоят буддистские храмики (как в Москве почти в каждом квартале стояли церквушки до реконструкции города в 1930-х годах); немало попадается и католических костёлов! К сожалению, самые интересные снимки буддистских (махаянистских) храмов в Ханое, Хюэ и Хошимине я здесь выложить не могу, потому что на них изображена... свастика! (И меня обвинят в "публичном демонстрировании нацистской символики" (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ)!))
Вот католический Собор Святого Иосифа в районе Хоан Кьем:

На следующий день, встав пораньше, я пошёл в Мавзолей Президента Хо Ши Мина.
Мавзолей был открыт:

Здесь фотоаппараты сдавать не требуют, однако внутри снимать запрещено, поэтому фотографий изнутри не будет. Очередь была небольшая.
Т. Хо Ши Мин лежит в стеклянном гробу в чёрном кителе. Руки открыты. Тело сохранилось очень хорошо (в отличие от тел В. И. Ленина и Мао Цзэдуна). Люди обходят гроб с трёх сторон. Никто не кланяется.
Из Мавзолея я пошёл осматривать дом Президента Хо Ши Мина.
Дворец Президента Вьетнама:
(Это бывшая резиденция губернатора Французского Индокитая.)
Однако т. Хо Ши Мин здесь никогда не жил. А жил он в этом маленьком домике:
и иногда в "доме на столбах":

Новое здание парламента Вьетнама - Национального Собрания на площади Бадинь:
(Не верьте "Википедии", которая утверждает, что оно "ещё строится" - оно уже построено!)
Одно из зданий ЦК Коммунистической партии Вьетнама:
После Мавзолея и дома Хо Ши Мина я пошёл смотреть Храм Литературы. Ему уже тысяча лет!
В XI веке один из императоров государства Дайвьет (столицей которого был Ханой) захотел построить храм в честь Конфуция, что и было сделано. И этот храм стоит до сих пор.
Очевидно, это и есть Конфуций:
Каменная черепаха:
(Таких тут больше сотни!)

Осмотрев Храм Литературы и перекусив супом фо, я пошёл смотреть Ханойское метро!
Да, в Ханое действительно строится метро (надземное), только его уже который год не могут достроить (если верить "загнивающей "педивикии"", очередной срок его пуска был назначен на сентябрь 2018 г., однако на календаре уже было 21 октября 2018 г., а метро так и не было достроено (к тому же, в центр города оно всё равно ходить не будет)).
Эстакада ханойского метро:
А здесь будет конечная станция:

Это и есть главный вокзал Ханоя:
Завтра мне предстоит уехать отсюда в Хюэ.
Вокзал построен при французах, однако обратите внимание, что центральная часть его построена совершенно в другом стиле! Правда ли, что его разбомбили американцы во время войны в 1964-73 гг.?
Оперный театр Ханоя:
Он построен ещё при французах. Считается, что за образец было взято знаменитое здание театра Гранд Опера в Париже, однако это два здания существенно различаются.
А это река Хонг Ха. Да, в этих лодках живут люди! (Правда, их очень немного.)
На следующий день, 22 октября, я пошёл в резиденцию вьетнамских императоров (императоров Дайвьета) - Цитадель Тханг Лонг.
Увы, был понедельник, и резиденция оказалась закрыта! Пришлось её снимать снаружи. Вот её северные ворота:
Вот внутренние постройки:
Кстати, Башня Флага, фото которой вы видели ранее - тоже часть этой цитадели.
Ну, раз не попал в Цитадель, тогда решил сходить в Храм Возвращённого Меча на острове на одноимённом озере.
Вход:
Пагода:
Вид на храм с озера:
Черепаховая пагода:
А это чучело той самой черепахи:
Ну, наверное, не той самой, но её родственницы. :) (Ещё недавно в этом озере жили четыре такие огромные черепахи, но теперь осталась только одна. :( )
Ну всё, пора ехать в Хюэ!
Следующий пост будет про бывшую столицу Вьетнама - Хюэ! Надеюсь, будет интересно!

Ссылки на предыдущие посты из этой серии: