lefturals (lefturals) wrote,
lefturals
lefturals

Categories:

Большое путешествие в Юго-Восточную Азию. Часть первая: Китай. Маньчжоули и Харбин.

Итак, сегодня начинаю серию постов про моё прошлогоднее большое путешествие через Китай в Юго-Восточную Азию по земле!
Выехал я из Екатеринбурга вечером 10 октября поездом № 70 "Москва - Чита" (билет в плацкартный вагон (на нижнюю небоковую полку) стоил 5500 рублей). На следующий день, 11 октября, мы проехали Омск, ещё на следующий, 12 октября - Красноярск, а 13 октября - Иркутск. Потом поезд несколько часов шёл вдоль берега Байкала, вечером проехал Улан-Удэ, и, наконец, утром 14 октября я благополучно прибыл в Читу. Там я внимательно осмотрел город (в т. ч. первый раз в жизни был в буддистском монастыре (тибетской разновидности буддизма) - дацане; был также в мечети и в интересном музее военной техники при местном Доме офицеров). В тот же день вечером я выехал на другом поезде из Читы в Забайкальск (билет в плацкарт стоил 1000 рублей), куда и прибыл утром на следующий день, 15 октября. Там я дошёл пешком до автовокзала Забайкальска (несколько минут быстрым шагом от железнодорожного вокзала, вперёд по ходу поезда, слева от железнодорожных путей), откуда сразу же выехал на автобусе в китайский город Маньчжурию (Маньчжоули) (билет на автобус стоил 500 рублей).
(Пеший переход границы России и Китая запрещён (это вообще "добрая" традиция на всех сухопутных границах России со странами "дальнего зарубежья" и с некоторыми странами "ближнего зарубежья" (я помню, как в 2005 г. меня не пустили из Азербайджана в РФ российские пограничники, несмотря на действительный российский загранпаспорт (потому что я перешёл мост через пограничную реку Самур пешком, а не проехал его на "пешеходке" (старом микроавтобусе "РАФ") за 10 рублей), и в результате мне пришлось попросить провезти меня через границу 10 метров (!) людей ехавших на "Жигулях" (бесплатно))), поэтому заплатить за "переездной" автобус придётся любому путешественнику (если только он не хочет просидеть на границе несколько часов (и хорошо, если не несколько суток!) в кабине фуры, куда его, может быть, пустит добрый дальнобойщик).) Наконец, через полтора часа я получил в загранпаспорт въездной штамп Китайской Народной Республики от 15 октября 2018 г. (для этого мне пришлось купить китайскую медицинскую страховку за 120 рублей и заполнить китайскую иммиграционную карточку) (напомню читателям моего журнала, что двукратную транзитную китайскую визу я получил ещё 4 сентября), и ещё через полчаса я прибыл в замечательный китайский город Маньчжоули!
Маньчжоули - это современный китайский город, построенный совсем недавно на месте старой русской станции Маньчжурия на КВЖД специально для продажи китайских товаров российским челнокам (а также для обслуживания железнодорожной станции, через которую идёт значительная, если не большая, часть колоссальной торговли между Россией и Китаем (там же происходит и смена железнодорожной колеи - с русской, 1520 миллиметров, на западноевропейскую (существующую в т. ч. в Китае и Корее) - 1435 мм). Большинство вывесок в Маньчжоули написаны на трёх языках: китайском (иероглифами), русском (кириллицей) и монгольском (старомонгольским письмом) (так как Маньчжоули находится в Автономном районе Внутренняя Монголия):
080.JPG
В Маньчжоули сохранились старые русские дома станции Маньчжурия, в том числе деревянные бревенчатые дореволюционные. Узнаёте?
073.JPG
Но большинство домов в центре там вот такие:
078.JPG
Главная площадь Маньчжоули:
082.JPG
Какой колоссальный контраст между роскошным современным городом Маньчжоули, застроенным новейшими небоскрёбами (см. выше) и маленьким Забайкальском, застроенным в основном деревянными двухквартирными или двухэтажными домами, а на окраинах - просто деревянными одноэтажными избушками деревенского типа!
В Маньчжоули я впервые в жизни попробовал собачье мясо! Выглядит оно вот так:
075.JPG076.JPG
А подают его здесь:
077.JPG

Памятник т. Чжоу Эньлаю:
090.JPG
Вокзал Маньчжоули:
071.JPG
Отсюда я в тот же день выехал в Харбин (вечером, в 17.52).
До Харбина я ехал в китайском плацкарте. Выглядит он так:
092.JPG
Как вы можете заметить, он существенно отличается от нашего плацкарта: в китайских плацкартных вагонах расположены не две, а три небоковые полки. А вот боковых полок там нет! (Официально этот класс вагона называется в Китае hard sleeper - "жёсткий спальный".)
А вот стоимость билетов тоже существенно отличается от нашей - она гораздо выше! За билет от Маньчжоули до Харбина я заплатил 223 юаня (2230 рублей), а поезд идёт ровно столько же, сколько и от Читы до Забайкальска - одну ночь, около 12 часов (но за билет от Читы до Забайкальска (того же класса - плацкарт) я заплатил, как помнят читатели, 1000 рублей!).
В Маньчжоули я купил билеты на поезда от Маньчжоули до Харбина, от Харбина до Пекина и от Пекина до Наньнина. В некоторых источниках (в том числе в широко известной "Вольной энциклопедии") написано, что билет на поезд в Китае можно купить ТОЛЬКО со станции отправления (в "Вольной энциклопедии" сказано дословно следующее (здесь: http://free-travels.ru/Китай#.D0.9F.D0.BE.D0.BA.D1.83.D0.BF.D0.BA.D0.B0_.D0.B1.D0.B8.D0.BB.D0.B5.D1.82.D0.B0_. ) :"Зато билетов с другой станции в Китае не продают (за одним исключением: в крупных городах, где несколько вокзалов, на одном из них могут продать билет с другого)."). а на ещё более известном и авторитетном сайте travel.ru сказано следующее: "Обычно кассы продают билеты только от данной станции, обратный билет приобретается "на месте"." (Здесь: http://guide.travel.ru/china/transport/railways/ ) Так вот, заявляю авторитетно: это полная чушь! Мне прекрасно продали на вокзале в Маньчжоули билеты из Харбина и из Пекина! (А впоследствии в Куньмине продали билет из Харбина в Маньчжоули.) (Единственное, что оказалось невозможным - это купить в Маньчжоули билет на поезд из Наньнина в Ханой. Но не будем забегать вперёд!)
Чтобы купить билеты на нужные мне китайские поезда, я переписал с сайта китайских железных дорог (отсюда: https://www.chinahighlights.com/china-trains/ ) номера поездов (это латинская буква (обычно K или T (а на другие категории поездов я билеты не покупал) и несколько цифр (редко - одна цифра), пункты отправления и прибытия (иероглифами и латинской транскрипцией), время отправления и прибытия поездов и время следования. Но на всех крупных вокзалах (в. т. ч. в Маньчжоули, в Пекине, в Наньнине и в Куньмине) есть кассы для иностранцев, где кассиры говорят по-английски.

(Про китайские поезда, по-хорошему, нужно бы написать отдельный пост (они того заслуживают), но пока нет настроения этого делать, так что расскажу о них в постах про Китай.)

И вот, рано утром 16 октября я прибыл в Харбин на вокзал Харбин-Западный (Харбин-Си). Вот он:
095.JPG
Какой гигантский вокзал!
(Здесь надо сказать, что "просто так" на вокзал в Китае зайти невозможно: сначала вам предстоит пройти тщательнейший контроль с ощупыванием вас металлоискателем и просвечиванием вашего багажа рентгеном; потом вас всё равно не пустят на вокзал без паспорта и билета! (Билет можно купить в кассах (они надписаны в т. ч. по-английски: "ticket office"), куда можно зайти без билета) (впрочем, я уже сталкивался с такой системой в Узбекистане в 2013 г.).) Выход к поездам осуществляется из зала ожидания через "gates" ("ворота"), как в аэропорту, над которыми на электронных табло надписаны номер поезда и время его отправления. Там ещё раз у вас проверят билет. Наконец, выйти с перрона после поездки можно, только ещё раз предъявив билет! (Причём, если вы вышли из поезда, то обратно зайти на вокзал можно только ещё раз пройдя описанный выше контроль.))

В Харбине есть метро - две линии.
Харбинское метро:
097.JPG
099.JPG
В Харбине, как и везде в Китае (а также в Таиланде) метро типа "горизонтальный лифт": пути огорожены прозрачными стенами до верха с воротами, чтобы люди не могли упасть на пути.
Проезд стоит: на короткие расстояния - 3 юаня (30 руб.), на длинные - 4 юаня (40 руб.).

От Харбина я, честно говоря, ожидал большего. Да, там есть некоторое количество "русских домов", но немного:
102.JPG
103.JPG
105.JPG
106.JPG
Обратите внимание на дату постройки на фасаде последнего дома: "1924"! В СССР в это время в этом стиле уже не строили абсолютно!
Вот вокзал Харбин (не путать с вокзалом Харбин-Западный):
107.JPG
Вокзал сейчас реконструируется, однако можно разглядеть, что это стиль "модерн" - он тоже построен до революции на принадлежавшей тогда России КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге). Вокзал этот находится в центре города, и к нему не подведено метро. Почти все поезда (за ничтожным исключением) приходят и уходят с вокзала Харбин-Западный. [Примечание от 14 мая 2020 г.: это было верно на октябрь-ноябрь 2018 года. В настоящее время, если верить упоминавшемуся выше сайту Китайских железных дорог, реконструкция вокзала Харбина закончена, и многие поезда приходят на него и уходят с него.]

А вот памятник советским солдатам, освободившим Харбин в августе 1945 г. от японских оккупантов:
108.JPG
Как вы видите, китайцы берегут памятник, а не сносят его, как в некоторых других странах!
(Кстати, улица, на которой стоит памятник, называется Красноармейской! (Улица Красной Армии.))
(Интересно, что на месте этого памятника до августа 1945 г. стоял т. н. «Памятник героям, павшим в борьбе с Коминтерном», поставленный русскими белоэмигрантами в 1941 г. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BC_%D1%81_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC#:~:text=%D0%9F%D0%B0%CC%81%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0%CC%81%D0%BC%20%D1%81%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%CC%81%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20(%C2%AB%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA,%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D1%88%D0%B8%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B5%20%D1%81%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC. ).)

Ну всё, пора ехать дальше - в Пекин!
В Пекин я выехал из Харбина с вокзала Харбин-Западный в купе (официально этот класс вагона называется "soft sleeper" ("мягкий спальный"), а выглядит он вот так:
118.JPG


Следующий пост будет про Пекин!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment